ВЛИЯНИЕ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИЗМА НА ЭКОНОМИКУ УЗБЕКИСТАНА: ГЛАВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ И ТЕКУЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ
Аннотация
Паломнический туризм является одним из перспективных направлений развития туризма в Республике Узбекистан. В статье рассматриваются основные показатели и тенденции развития паломнического туризма в Узбекистане, а также его социально-экономические последствия. Цель исследования заключается в выявлении роли паломнического туризма в экономике Республики Узбекистан, определении основных показателей и тенденций развития этого направления туризма.
Идеи исследования заключаются в том, что паломнический туризм имеет значительный потенциал для развития экономики Узбекистана, создания рабочих мест и повышения уровня жизни населения.
Исследование вносит вклад в развитие теоретических знаний о паломническом туризме в Узбекистане. Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для разработки стратегий развития паломнического туризма в Узбекистане, а также для повышения эффективности управления этим направлением туризма. Методологической базой исследования являются экономический и социологический подходы. В исследовании использованы такие методы, как анализ статистических данных, в том числе, корреляционно-регрессионный анализ; анализ официальных правовых документов и научной литературы, обобщение, прогнозирование.
В результате исследования были получены следующие основные результаты. В 2022 году страну посетило около 313,9 тыс. паломников, что составляет около 6% от общего числа международных туристов. Доходы от паломнического туризма в 2022 году составили 125,6 млн долл., что составляет около 1,52% от ВВП Республики Узбекистан. Согласно прогнозу на 2024 г. въездной турпоток в Республику Узбекистан вырастет до 7 млн чел., количество туристов-паломников составит 420 тыс. чел. Тогда доход от паломнического туризма в 2024 г. составит 168 млн долл., а общая величина доходов от туризма составят 2,8 млрд долл. С помощью корреляционного анализа была выявлена прямая заметная корреляционная связь между занятостью в сфере туризма и доходами от туризма. Паломнический туризм является одним из перспективных направлений развития туризма в Узбекистане. Результаты исследования вносят вклад в развитие теоретических знаний о паломническом туризме в Узбекистане.
Результаты исследования могут быть использованы для разработки стратегий развития паломнического туризма в Узбекистане, а также для повышения эффективности управления этим направлением туризма. В частности, исследование может быть использовано для совершенствования нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность в сфере паломнического туризма; развития инфраструктуры для паломнического туризма; продвижения паломнического туризма на внешних рынках.
Ключевые слова:
паломничество паломнический туризм Узбекистан турпоток ВВПБиблиографические ссылки
Bakirova O. (2022) General features of pilgrim and extreme tourism //Uzbek Scholar Journal Volume. – № 08. – P. 7-11.
Hassan T., Carvache-Franco M., Carvache-Franco O., Carvache-Franco W. (2023) Sociodemographic relationships of motivations, satisfaction, and loyalty in religious tourism: A study of the pilgrimage to the city Mecca// PLoS One. – №18 (3). doi: 10.1371/journal.pone.0283720
Juraturgunov H., Raimkulov M. (2023) Young-joo A., Eunice M. K. World Heritage Site Tourism and Destination Loyalty along the Silk Road: A Study of U.S. Travelers in Uzbekistan //Sustainability. – № 15(13) – https://doi.org/10.3390/su151310337
Kim P., Shirin M., Nargiza J. (2020) Inbound tourism in uzbekistan: demand analysis and forecasting//August. – №5(1). – P. 1-9 http://dx.doi.org/10.20522/APJBR.2020.5.1.1
Mamirovich, Z. Z. & qizi, K. S. Q. (2022). The Problems and Prospects of Tourism Development in Uzbekistan. Academic Journal of Digital Economics and Stability, 17, 82–87. Retrieved from https://economics.academicjournal.io/index.php/economics/article/view/501
Najmiddinov S.N., Kuzibaev D.R. (2023) Tourism brand in the development of tourism management//World Bulletin of Social Sciences (WBSS). – 2023. – Vol. 20. – P. 26-29
Navruz-zoda Zebiniso (2020) Evaluation of Holy Places of the Regions for the Development of Pilgrimage Tourism. IJLER 6 (0). doi: 10.21070/ijler.2020.V6.493
Navruz-zoda Zebiniso (2020) Evaluation of Holy Places of the Regions for the Development of Pilgrimage Tourism. IJLER 6 (0). doi: 10.21070/ijler.2020.V6.493.
Navruz-Zoda, Bakhtiyor and Navruz-Zoda, Zebiniso (2016) "The Destination Marketing Development of Religious Tourism in Uzbekistan," International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage: Vol. 4: Iss. 7, Article 3. doi:https://doi.org/10.21427/D7G01X Available at: https://arrow.tudublin.ie/ijrtp/vol4/iss7/3
Navruz-Zoda, Bakhtiyor Negmatovich; Ibragimov, Nutfillo; and Rakhmanov, Akmal (2019) "Perspectives on the Improvement of Uzbekistan as a Destination for Multi-Confessional Self-Organised Pilgrims," International Journal of Religious Tourism and Pilgrimage: Vol. 7: Iss. 4, Article 11. doi:https://doi.org/10.21427/ba9h-bn89 Available at: https://arrow.tudublin.ie/ijrtp/vol7/iss4/11
Qaumy F., Sobirov B. (2022) Historical and Cultural Tourism in Uzbekistan and Peculiarities of Pilgrimage Tourism in Uzbekistan//International Journal of Teaching, Learning and Education (IJTLE). –Vol-1. –Issue-3. – P.1-3.
Schmitz A. (2023) Religious Policy in Uzbekistan//Between Liberalisation, State Ideology and Islamisation. – №8. – 31 p. doi:10.18449/2023RP08
Tourism doing business investing in [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-public/2023-10/uzbekistan-final-report-october23.pdf?VersionId=eYs954.8rom5hTdY_nR6YADqAaz0rLcR
Turaev, K., Fedorko, V., Kurbanov, S., Turaeva, Z., & Oteuliev, M. (2023). Opportunities for the development of cross-border pilgrimage tourism in Central Asia. GeoJournal of Tourism and Geosites, 48(2spl), 774–781. https://doi.org/10.30892/gtg.482spl11-1077.
Рахимова Д. (2023). Актуальные направления развития паломнического туризма в Узбекистане //TATUFF-EPAI. – 2023. – С.44-45//Engineering Problems and Innovations. извлечено от https://fer-teach.uz/index.php/epai/article/view/102
Таджибаев Ш.М. (2020) Особенности паломнического туризма в Узбекистане//Достижения науки и образования. – № 8 (62). – С. 41-43.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.