ПОВЫШЕНИЕ РОЛИ НЕЗАВИСИМЫХ РЕЙТИНГОВЫХ ИНСТИТУТОВ В РАЗВИТИИ РЫНКА ОЦЕНОЧНЫХ УСЛУГ В УЗБЕКИСТАНЕ
DOI:
https://doi.org/10.60078/3060-4842-2025-vol2-iss2-pp457-466Аннотация
В Узбекистане повышение роли независимых рейтинговых институтов (НРИ) в развитии рынка оценки (РРО) является ключевым фактором для экономической прозрачности, привлечения инвестиций и повышения глобальной конкурентоспособности предприятий. В статье анализируются законодательные инициативы Республики Узбекистан в области оценки, актуальные проблемы обеспечения независимости НРИ, необходимость адаптации к международным стандартам (RICS, REV), а также эффективность существующих систем оценки в практике Агентства по управлению государственными активами. Рассматривается внедрение новых критериев оценки (на основе KPI) и значение рейтинговой системы для социально-экономического развития регионов. Согласно результатам исследования, для повышения эффективности независимой оценки предлагаются такие меры, как подготовка кадров, развитие электронных информационных платформ (ЕИПОД) и использование международного опыта.
Ключевые слова:
оценочные услуги рейтинговые агентства экономическая прозрачность привлечение инвестиций глобальная конкурентоспособность законодательная база критерии на основе KPI социально-экономическое развитие Агентство по управлению государственными активами международные стандарты подготовка кадров электронные информационные платформыБиблиографические ссылки
Абдуллаев И. (2015) Ўзбекистоннинг кредит рейтинги ва молиявий хавфни баҳолаш. -195 б.
Дж.М.Кейнс. (1936) The General Theory of Employment, Interest, and Money. Харкорд Университи Пресс. – 403 бет.
Икромов А. (2020) Молиявий барқарорлик ва рейтинг агентликлари Ўзбекистонда. -158 б.
Костин В.М. (2009) Глобал молиявий бозорлар ва кредит рейтинглари. -
Қарор (2019) Ўзбекистон Республикаси Президентининг 2019 йил 1 июлдаги “Баҳолаш фаолиятини янада такомиллаштириш ҳамда паст рентабелли ва фаолият юритмаётган давлат иштирокидаги корхоналарни сотиш механизмларини соддалаштириш чора-тадбирлари тўғрисида” ПҚ-4381-сон қарори.
Қарор (2023) Ўзбекистон Республикаси Президентининг 2023 йил 24 мартдаги “Давлат активларини бошқариш агентлиги фаолиятини самарали ташкил этиш чора-тадбирлари тўғрисида” ПҚ-101-сон қарорининг йўл харитасида белгиланган “Баҳолаш ва риэлторлик фаолиятини такомиллаштириш, бу соҳадаги бюрократик тўсиқларни бартараф этиш” вазифасидаги 1 ва 2-бандлар.
Ташпулатов Г.Т. (2020) Ўзбекистондаги баҳоловчи ташкилотлар рейтинги ва рэнкингини баҳолашнинг принципи ва методологияси. // “Молия ва Банк иши” БМА илмий электрон журнали. №5, октябр. – б.18-26. www.journal.bfa.uz.
Ташпулатов Г.Т. (2022) Баҳоловчи ташкилотлар рейтинги ва рэнкингини баҳолашнинг методологиясини такомиллаштириш. Капитал бозорини ривожлантириш ва хусусийлаштириш шароитида корпоратив бошқарувни такомиллаштиришнинг долзарб масалалари. Халқаро илмий-амалий конференция материаллари. Тошкент. Бизнес ва тадбиркорлик олий мактаби. 29 июнь. 71-77 бет.
Ташпулатов Г.Т. (2023) “O’zbekistonning xalqaro reyting va indekslardagi o’rnini yaxshilash muammolari: nazariya, amaliyot va strategiya” mavzusidagi xalqaro ilmiy-amaliy konferensiya materiallar to’plami. 17 noyabr. 230-236 b.
Фридман М.Э. (1963) A Monetary History of the United States. Принстон Университети Пресс. – 860 бет.
Хўжамқулов Ш. (2018) Ўзбекистонда молиявий бозорлар ва рейтинг агентликлари. – 186 б.
Шарп Э.Ф. (1970) Portfolio Theory and Capital Markets. Macmillan. – 370 бет.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.